Центр Дао Дэ
Главная          Дисциплины         Расписание        События
Публикации        Магазин        Форум


Духовность и деньги


Автор: Артемьев Д. А.


Брать или не брать плату за преподавание духовных практик? Такой вопрос в иных областях вызывают гораздо меньше нареканий, чем, когда идет речь о духовных практиках. Хотя и там можно встретить недовольство (наиболее часто размером оплаты).

Итак, рассмотрим некоторые примеры. Так в области искусства платное обучение игре на фортепиано вовсе не означает, что ученик никогда уже не сможет исполнять высокодуховных произведений «с душой». В области спорта платное обучение теннису, например, вовсе не обозначает что ученик ничего уже не сможет добиться. Платное обучение иностранному языку вовсе не означает дальнейшую неспособность ученика понять Шекспира и Байрона. Теперь в области духовности. Помню свои первые поездки в Китай, когда начитавшись наших журналов я представлял что в Поднебесной все так и есть. Оказалось не так. Выяснилось, что в древности ученик должен был после посвящения либо платить за обучение, либо работать на Учителя. Буквально, как это делают слуги. Понимаю, что у наших интеллектуалов от такой перспективы рабского труда скривятся физиономии. Но напомню, что такое услужение вовсе не помешало тому же Ян Лучаню или Ма Сюэли стать выдающимися мастерами. Где ж только была их «гордость»? Такое положение продолжалось до прихода коммунистов. Именно они впервые решили бороться с таким «рабским укладом», запретив проводить ритуалы поклонения учителям, сбор денег и работу на них как феодальные пережитки. Взамен отработанной древней системы были предложены физкультурные комплексы спортивного ушу и оздоровительный тайцзицюань. Так продолжалось до начала 80 годов, когда после окончания культурной революции в стране стали происходить обратные процессы. Тем не менее, разрушение традиционных отношений было катастрофическим, настоящих мастеров остались единицы. Во многих школах произошло смешение или деградация техник и практик. В настоящее время учителя в Китае открыто берут деньги за обучение, поручают ученикам различные дела а в сельской местности еще и заставляют работать в различных сферах. Период мнимой халявы проходит и это приводит к усилению школ и повышению уровня учеников. Есть еще и мастера, которые вообще не берут денег или берут немного. Тут вопрос заключается в степени известности мастера. Понятно, что дядечка в парке практикующий по книжке много не может взять по определению. Однако необходимо подчеркнуть, что часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда люди ездят в Китай и учатся там бесплатно, но возвращаясь почему-то собирают деньги с учеников. Не честнее ли в таком случае и самим платить учителям за обучение, нежели дурить их, «на халяву» наживаясь на учениках? Что же касается нашей действительности, то невольно поражаешься, откуда у нас такие представления? Так, если уйти в монастырь, то там послушнику придется много работать на монастырь и обслуживать его. Если же отправиться в церковь, то и там обряды производятся платно. Как видим, все нам известные институты в той или иной мере используют либо труд либо оплату послушников. Попробуем же рассмотреть сам механизм, энергетику человека применительно к деньгам и духовности. Каждый день человек пользуется жильем, одеждой и прочими внешними необходимыми платными условиями своего существования. Но самое главное, работая ради пищи (ци последующего неба), человек расходует изначальную ци предшествующего неба, то есть меняет образно выражаясь золото (изначальную ци) на медяки (пища и прочее). Эта пища, как и прочие внешние платные условия позволяют обывателю думать, фантазировать, интеллектуально развиваться, исследовать и прочее. То есть та самая «духовность», которая на самом деле является в большинстве случаев игрой ума, опирается на «банальные» пищу, питье, одежду и т.п. Может теперь станет более понятно, нужно ли брать специалисту плату за обучение духовным или иным практикам?