Центр Дао Дэ
Главная          Дисциплины         Расписание        События
Публикации        Магазин        Форум


Ислам в Китае


Автор: Котков Кирилл


В России и на Западе сложилось устойчивое убеждение, что ислам мало распространен в Китае. Действительно, ислам практически не ассоциируется с Поднебесной. Официальная китайская статистика сухо утверждает, что мусульман в Китае насчитывается около 20 миллионов, в основном на северо-западе стране. На самом же деле, ислам достаточно широко распространен в Китае.

Приведенные выше цифры вряд ли соответствуют действительности, по некоторым данным 1920-х г.г., в Китае уже тогда насчитывалось около 60 миллионов мусульман. Поэтому сколько в действительности мусульман в Китае в наше время, сказать трудно. Можно лишь констатировать, что их много. Практически в каждом китайском городе есть одна или даже несколько мечетей. Большинство китайских мусульман являются верующими людьми. Поскольку ислам предписывает благотворительность, китайские мусульмане помогают бедным и не отказывают в помощи единоверцам.

Подавляющее большинство китайских мусульман – сунниты, и только проживающие на крайнем западе Китая 120 тысяч таджиков являются шиитами-исмаилитами. Китайские мусульмане в основном занимаются торговлей и ресторанным делом. Обычно на мусульманских ресторанах развевается зеленый флаг с полумесяцем, а также имеется надпись цинчжэнь 清真, потому что по-китайски ислам называется цинчжэньцзяо (чистая правая вера). На голове китайские мусульмане носят круглую белую шапочку.

Ислам проник в Китай в VII в. По преданию, первоучителем ислама в Китае был араб Касим, прибывший около 631 г. в г. Гуанчжоу. Согласно другой легенде, еще в 627 г. дядей пророка Абу Ваккасом была построена первая мечеть в Китае – храм Хуайшэнсы (Памяти пророка) в том же г. Гуанчжоу. Недалеко от мечети находится и могила Абу Ваккаса, хотя по данным арабских источников он был похоронен в Медине. В середине VIII в. халиф Абу Джафар оказал военную помощь китайскому императору Су-цзуну (756 – 762 г.г.) в подавлении восстания Ань Лушаня. Арабские и среднеазиатские воины по завершении разгрома восставших остались в Китае. По преданию, именно для них была построена мечеть Хуацзюэсы в Сиани.

К ХIV в. ислам стал преобладающей религией на северо-западе Китая. Многие мусульмане добивались высоких должностей в императорском Китае. В эпоху династии Юань (1264 – 1368 г.г.) выходец их Бухары Саид Аджаль Шамс-ад-дин был правителем провинции Юньнань. Один из его наследников – ученый Ма Чжу представил китайскому императору доклад, в котором просил, чтобы потомки Саида Аджаля, как потомки пророка, имели в Китае тот же статус, что и родичи Конфуция. В 1365 году внук Саида Аджаля обратился к государю с прошением именовать ислам «цинчжэнь цзяо», и его ходатайство было удовлетворено. Но самым известным китайским мусульманином считается мореплаватель Чжэн Хэ. Интересно, что мусульмане, достигшие самых высоких постов в правительстве, должны были выходить из магометанства, так как на придворных приемах императоры предлагали высшим чинам разные кушанья, в том числе и из свинины, и никто не мог отказываться кушать. Мусульмане, вынужденные отказываться от своей религии, должны были жертвовать большие суммы денег на мечеть. Над воротами своего дома они вывешивали свиную голову. Мусульмане в течение трех дней приходили к воротам и бранили таких отступников.

Хотя история ислама в Китае насчитывает почти 1300 лет, но первое издание Корана (на арабском языке) в Китае было осуществлено только в 1862 году администрацией султаната Пинаньго, возникшего в Юньнани в результате восстания китайских мусульман. Султанат прекратил свое существование в 1875 г. В 1927 году вышло первое издание Корана на китайском языке.

Китайские мечети имеют весьма оригинальную архитектуру. Внешне они напоминают китайские кумирни. Лишь надписи на арабском языке, а также зеленая черепица крыш и полумесяц сверху указывают, что данное сооружение, не кумирня, а мечеть. Главной особенностью китайских мечетей является отсутствие минаретов.

В Синьцзяне, а также в провинциях Ганьсу и Шэньси, можно встретить и среднеазиатский (персидский) тип мечетей с куполами и минаретами. Кроме того, в Китае встречаются мечети, архитектура которых совмещает в себе китайский и персидский стили.