Центр Дао Дэ
Главная          Дисциплины         Расписание        События
Публикации        Магазин        Форум


О необходимости изучения трактатов


Откуда обычный человек получить все необходимые знания: из самого себя или через себя из окружающей природы? Нужно ли для духовной работы над собой изучать трактаты или истинное наставление находится внутри нас?

В качестве выяснения этого вопроса попробуем обратиться к отрывку из трактата Лю Хуаяна. Напомню, с ранних лет он получил посвящение в Чань и достиг в нем высокого уровня, но впоследствии полностью посвятил себя алхимии. Вот его мнение:

Мудрые обретают Учителя и становятся просвещенными. Глупцы же вводятся учителями в заблуждение и все это из-за того, что не понимают упрощенной тонкости книг и совершенно ошибаются в правильных принципах.

Умный человек способен распознавать истинное и ложное, отбросить абсурдное и вернуться к правильному, проникнуть в (смысл) Великого Дао. Он расспрашивает и разыскивает просвещенного Учителя чтобы таким образом найти подтвержденное тайное изустное наставление.

Глупец не таков. Любит малые методы побочных школ, считает учителями людей невежественные замыслы. Если бы даже он обладал истинным наставлением книг бессмертных, то сказал бы: ”Мне не нужно читать трактаты, истинное наставление в моем сердце”. Тем самым ввел бы людей в заблуждение и вверг в хаос истинное. А последователи посчитали бы это за совершенные слова. Все это происходит из-за того, что его ум не просвещен и он мало читает книги. Не бывало еще, чтобы такой не утратил правильных принципов.

Итак, по Лю Хуаяну:

1. Люди разделяются по способностям к восприятию высших истин.
2. Тот, кто чувствует в себе необходимость совершенствования, исследует трактаты и книги и в конце концов понимает суть Дао. Но этого не достаточно для практики. Он еще должен посвятить себя длительным поискам настоящего Учителя, который и передаст ему настоящий тайный метод практики.
3. Тот, кто испытывает страсть к самомозготворчеству, обычно не любит тратить время на истинное исследование трактатов и книг. Он считает что "всё есть в его сердце". В результате единственно чего он добивается - это вводит людей в заблуждение и плодит буйные фантазии на тему.

Приходя в этот мир, нам всем приходится учиться. Плохо или хорошо - это другой вопрос, но передача социального опыта необходима. Помните, наверное, про ребенка, выросшего в волчьей стае, он так и не стал человеком... Итак, учиться необходимо, и чем выше планка притязаний, тем большая необходимость в обучении. Почему из нас никто не выдумывает заново химию или физику, а пользуется устоявшимися наработанными знаниями? Ответ про новые открытия - все же из другой области, они осуществляются обычно либо в результате скурпулезного изучения предшествующих знаний и выхода за их пределы, либо, в случае тупика, могут быть внезапные озарения (но опять же как результат трудных исканий), либо совершенно случайным образом. Если убрать последнее (я думаю, что среди нас нет тех, кто надеется просветлеть в результате случая), то в первых двух случаях необходима целенаправленная работа.

Что за работа? Если мы захотим научиться делать хорошие автомобили, мы будем вынуждены обратиться за этим к профессионалам (Германия, США и т.п.), а захотим стать шаманом тундры - тогда нужно будет отправиться в тундру. Если же мы говорим о китайской традиции, то нет иного пути, как эту традицию изучать. Причем непосредственно, а не по переводам либо с помощью собственных предположений. Если же нам удастся войти в эту традицию, то мы увидим, что там есть признанные традицией канонические трактаты и все прочее.

Даосские каноны составлены так, что никто и никогда не призывает вас верить в них. Они подобны науке и требуют огромного умственного труда для их восприятия. В них не надо верить, с ними надо работать. Часто в них пишется "Декламация канонов - вещь совершенно пустая". Они лишь должны приучить человека разбираться теоретически в смысле Учения и поиске наставника, но практику он найдет лишь у Учителя. В этом смысл китайской традиции, дать тропинку каждому, но вознаградить лишь дошедшего ...

Подчеркну, что речь идет не о традициях вообще, а именно о древних духовных традициях. В этом отношении я полностью разделяю точку зрения Лю Хуаяна:
Нет рядом учителя, работай над собой изучай трактаты, ищи в них скрытый смысл. Вместе с тем прикладывай усилия для его поиска. Если нашел и получил метод, то уже зависит все от себя, насколько наработаешь, настолько и поднимешься ...

Убежден что в отношении любой серьезной традиции иного и не дано, "Под лежачий камень вода не течет"...