Центр Дао Дэ
Главная          Дисциплины         Расписание        События
Публикации        Магазин        Форум


И Цюань – боевое и оздоровительное искусство


Автор: Анджей Калиш


Перевод с польского: Назар Грещишин

ИЦЮАНЬ - одна из интереснейших систем кунг-фу, которая пользуется в Китае большой популярностью и при этом оставаясь почти неизвестной за его пределами. То, что в двадцатых годах нашего века называли естественной школой синъиюань, эволюционировало в совершенно новом направлении, отдельной системы - ицюань (дачэнцюань).


Создателем ицюань (название можно перевести как: кулак разума либо ментальный бокс) был Ван Сянчжай (1886-1963). Его история начинается также как истории многих других выдающихся мастеров. В детстве он был слабым и часто болел. Поэтому его родители решили, что для укрепления тела и улучшения здоровья он будет брать уроки кунг-фу. Маленькому Ван Сянчжаю (в детстве его называли именем Нибао) повезло потому, что в соседней деревне жил Го Юньшэнь, большой знаток синъицюань, один из самых выдающихся мастеров в истории кунг-фу. У Го Юньшэня было много учеников, но похоже только Ван Сянчжай, который начал учебу когда Го был уже в пожилом возрасте, изучил его систему полностью. Го относился к нему как к собственному сыну (его единственный сын погиб в результате неудачного падения с лошади).

Одним из элементов системы синъицюань, ранее окруженных тайной и передаваемых только немногим продвинутым адептам были упражнения чжуан гун. Ван Сянчжай был единственным кто познал все тайны удерживаемых в секрете упражнений чжуан гун мастера Го Юньшэня.

Чжуан гун это, если говорить упрощенно, статические упражнения в положении стоя. Однако такое описание ничего не объясняет, а лишь вызывает сомнения, как упражнение состоящее только в неподвижном стоянии может иметь какую-либо ценность. А тайна в том, что чжуан гун вовсе не ограничиваются неподвижным стоянием. Основное значение здесь имеет соответствующая ментальная активность. Кроме основных расслабления и "вхождения в покой" (жу цзин) используются также различные виды созерцания и визуализации. Тело не просто расслаблено и неподвижно, оно находится в специфическом состоянии между расслаблением и напряжением, между движением и неподвижностью. Благодаря этим упражнениям в относительно короткие сроки развивается особенная сила, называемая во внутренних системах нэй цзинь (внутренняя сила или энергия).

После смерти Го Юньшэня Ван Сянчжай много путешествовал по всему Китаю, совершенствуя свои знания и навыки в общении с многими выдающимися мастерами. В течение нескольких месяцев он брал уроки боевого искусства и чань-буддизма (япон. дзэн) у монаха из монастыря Шаолинь - Хэнлиня (по некоторым источникам Чанлиня). В провинции Хунань он учился у мастера Цзе Тефу. В провинции Фуцзянь обучался у мастеров стиля белого журавля - Фан Цячжуана и Цзинь Шаофэна. В провинции Сычуань изучал даосизм. Он контактировал с мастерами багуачжан. Его другом был Ян Шаохоу, известный мастер тайцзицюань, создатель разновидности сяоцзя стиля Ян. Сначала некоторые из этих встреч заканчивались его поражением. Но с начала второй половины 20-х годов он по-видимому ни разу не потерпел поражение.

Конец 20 годов - это начало формирования системы ицюань. Под влиянием Го Юньшэня, который передал ему методику медитативных упражнений чжуан гун, а также в результате множества проведенных поединков, Ван пришел к выводу, что в боевом искусстве важнее тренировка духа (шень) и разума (воли), чем изучение стандартизированной формы (син). Обучая в Шанхае он пришел к выводу, что его ученики слишком много внимания уделяют форме, техникам, пренебрегая внутренним, ментальным аспектом. На занятиях он начал больше внимания уделять упражнениям чжуан гун, отбросив формы, утверждая, что так легче и быстрее развивается боевые мастерство. Из названия синъицюань (син - форма, и - сознание, цюань - кулак) он выбросил элемент син. С того времени то чему он учил было известно под именем ицюань. Однако его не считали отдельной системой, а лишь новым подходом к обучению синъицюань. Отсюда взялось определение: естественная школа синъицюань.

Подход Вана стал вызовом для многих мастеров традиционных систем, опирающихся на изучение форм. Это привело к серии поединков в которых Ван доказал свое превосходство. Очень скоро среди его учеников оказалось много адептов и даже признанных экспертов разных школ. Вместе с ними Ван совершенствовал свою систему. Самыми известными ученикам Вана в тот период были: Гао Чжэньдун, Чжао Даосинь (победитель состязания по свободному бою во время Третьих всекитайских спортивных соревнований), Чжан Эньтун (в 1955 году победил чемпиона Китая по борьбе в тяжелом весе - Чжан Куйюаня, который в последствии стал адептом ицюань), Хань Цяо, Хань Юань, Бу Эньфу (чемпион Китая по боксу и борьбе шуай цзяо), Чжан Чансинь (победитель боксерских соревнований в Шанхае). Учеником Вана был тогда также известный врач Ю Пэнси, который на базе его знаний создал позднее методику кон цзин цигун (позже Ю перехал в США, умер в 1983 году в Калифорнии).

В конце тридцатых годов Ван переехал в Пекин. Тогда был такой известный мастер синъицюань - Хун Ляньшунь. После поединка, который закончился безапелляционной победой Вана, Хун стал его учеником, вместе со своими тогдашними учениками, среди которых оказались Доу Шимин (однажды он одним ударом победил Гао Яньвана, телохранителя генерала Фу Шуанъина), Ли Юнцзун (победил итальянского чемпиона по боксу) а также Яо Цзунсюнь (в 40-х годах ассистент Ван Сянчжая, позднее он стал его преемником, известен множеством победных поединков). В это время ицюань был уже достаточно зрелой системой. С каждым годом он становился все популярнее в Пекине. Ван интенсивно работал над теорией и широко пропагандировал свои взгляды, обращая внимание на тот факт, что китайские боевые искусства утрачивают свою боевую ценность, постепенно превращаясь в форму гимнастики. Оккупировавшие Китай японцы, которые относились к китайским боевым искусствам довольно пренебрежительно, высоко оценивали мастерство Ван Сянчжая и даже пробовали убедить его переехать в Японию, для того чтобы он там обучал, но безуспешно. Только одному японцу удалось стать его учеником. Им был Кенити Саваи (тогда 5 дан дзюдо, 4 дан кендо), который на основании выученного у Ван Сянчжая создал позднее систему тайки-кэн.

В 40-х годах ученики Вана, восхищенные его системой, предложили изменить название на дачэнцюань (кулак великого достижения). Вану название не понравилось, поскольку по его мнению было слишком хвастливым, но скоро оно прижилась и до сегодня иногда используется вместо ицюань. В середине 40-х годов все больше людей начинали заниматься ицюань из-за полезного влияния упражнений на здоровье. После 1949 года на ицюань, как систему реального боя власти смотрели с подозрением. Обучение полной системе происходило только в небольших масштабах. Тогда Ван Сянчжай сосредоточился на пропагандировании оздоровительных достоинств ицюань, выбирая упражнения лучше всего подходящие для целей улучшения здоровья, профилактики и лечения. У Яо Цзунсюня, уже тогда считавшегося преемником Ван Сянчжая было немного учеников. В годы Культурной революции они были вынуждены ограничиться самостоятельными тренировками и обучением сыновей, естественно в тайне. Только в 70-х годах ситуация улучшилась.

В ицюань нет форм и четко определенных последовательностей техник. Упор делается на развитие специфической силы, характерной для внутренних систем и навыков ее использования. Основой тренинга являются позиционные упражнения чжуан гун. Они делятся на две группы: цзяньшень чжуан - которые предназначены в основном для улучшения здоровья и цзицзи чжуан - развивающие в основном умение направления энергии пригодное в бою. Ши ли - это упражнения в медленном движении, немного напоминающие тайцзицюань, с той разницей, что здесь выполняются многократные повторы отдельных движений, или они объединяются в произвольной последовательности, но нет кодифицированых форм. Упражнение шагов - это версия ши ли для ног. Фа ли - это упражнения взрывоподобного высвобождения энергии. Ши шэн - тренировка выкриков. Все эти методы предназначены для развития и высвобождения своих потенциальных возможностей, особенно умения эффективного использования собственного тела, его энергии. Здесь не имеются в виду навыки связанные с изучением техник, так как ицюань отвергает понимание боевого искусства как системы строго определенных техник. Упомянутые выше упражнения дают базу, а дальнейшее развитие боевого мастерства происходит через практику спарринга. Упражнения с партнером начинаются с толкающих рук - туй шоу, немного похожего на туй шоу в тайцзицюань или чи сао в вин чунь. Затем постепенно переходят к спаррингу, сначала очень ограниченному, позже репертуар используемых методов постепенно увеличивается. И хотя учитель может показать какие-то методы (техники) это будет скорее демонстрация некоторых возможностей использования собственного тела. Не может быть и речи об обучении системе техник.

У искусства ицюань есть два главных аспекта: оздоровительный (яншен фанмянь) и боевой (цзицзи фанмянь). Они тесно взаимосвязаны. Можно однако выполнять упражнения имеющиеся в ицюань для здоровья, не интересуясь искусством боя (также как и в тайцзицюань). С другой стороны здесь невозможно изучение искусства боя без оздоровительных упражнений. Вся система (имеется ввиду система методов тренировки, а не система техники боя) сконструирована таким образом, что упражнения особенно полезные для здоровья являются одновременно основой для развития боевого мастерства.